ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И
ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Брянская областная организация
Общероссийского профсоюза работников
государственных учреждений и общественного
обслуживания Российской Федерации

 

 

 241050 г.Брянск, бул. Гагарина д.27 тел.: 74-15-23, тел.факс: 74-25-90 E-mail: prgu32@yandex.ru

В единстве наша сила!

2 марта 2023 г. в малом зале отраслевых профсоюзов Брянской области состоялось расширенное заседание Президиума Брянской областной организации Профсоюза, на котором рассмотрены итоги работы 2022 года. Кроме членов Президиума, на заседание были приглашены представители работодателей государственных учреждений, с которыми региональная организация Профсоюза подписывает отраслевые Соглашения на областном уровне.

Перед началом заседания за активную работу по защите трудовых прав и интересов членов Профсоюза и в честь юбилейной даты со Дня рождения Почетной грамотой Центрального Комитета Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации был награжден председатель первичной организации Профсоюза Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Брянской области Михаил Рудов.

Первым вопросом повестки дня заседания Президиума рассмотрен вопрос «О выполнении в 2022 году отраслевых Соглашений, заключенных Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации.

Председатель областной организации Профсоюза Наталья Павлюченко проинформировала присутствующих о состоянии социального партнёрства в Профсоюзе.

На федеральном уровне действуют 15 соглашений, заключенных ЦК Профсоюза с федеральными органами исполнительной власти и другими федеральными органами:

1. по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики

2. Федеральной таможенной службой России

3. по центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы судебных приставов

4. Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

5. по учреждениям, органам уголовно - исполнительной системы РФ и предприятиям Федеральной службы исполнения наказаний

6. по органам, организациям, подразделениям Министерства внутренних дел Российской Федерации

7. соглашение по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

8. Федеральной службой войск национальной гвардии РФ

9. Федеральным государственным унитарным предприятием «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

10. по организациям Федерального архивного агентства

11. Общероссийской общественно-государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»

12. Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации

13. Генеральной прокуратурой Российской Федерации

14. центральному аппарату, территориальным органам и подведомственным организациям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

15. Соглашение о взаимодействии с Федеральной службой по труду и занятости (Роструд).

А также Коллективный договор по Федеральному государственному унитарному предприятию «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

В 2022 году Брянской областной организацией Профсоюза проводилась работа по реализации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном и региональном уровнях.

В организациях Профсоюза Брянской области действовали девять отраслевых соглашений, заключенных Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на федеральном уровне, т.е. там, где созданы и действуют профсоюзные организации: Брянскстат, УФССП России по Брянской области; ГУ МЧС России по Брянской области; УФСИН России по Брянской области; Брянская таможня; ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области и Брянский филиал ФГКОУДПО ВИПК сотрудников МВД России, Филиал «Брянский» ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; Управление Росреестра по Брянской области и филиал Кадастровой палаты Брянской области (ППК «Роскадастр», Управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области и департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

А также коллективный договор по Федеральному государственному унитарному предприятию «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации распространял свое действие на Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Брянской области.

Брянская областная организация Профсоюза в течении всего отчётного периода содействовала реализации, указанных Соглашения, снижению социальной напряженности в организациях, повышению эффективности их работы, укреплению трудовой и служебной дисциплины, присущими Профсоюзу методами. Также проводилась организационная работа по установлению социального партнерства в ведомствах, с которыми на федеральном уровне подписаны отраслевые Соглашения, но на территории региона не созданы профсоюзные организации.

В целях развития и совершенствования деятельности профсоюзов, реализации решений X съезда ФНПР Исполком ФНПР принял решение объявить 2023 год - Годом укрепления и развития социального партнерства. Это позволит устранить имеющиеся проблемы и сбои в системе социального партнерства на региональном уровне, например, наладить эффективную работу трехсторонних комиссий и увеличить количество коллективных договоров во всех отраслях. Конечно, для этого необходим диалог конструктивный диалог Федерации профсоюзов Брянской области с Губернатором Брянской области и Правительством Брянской области, который необходим всем отраслевым профсоюзам.

О необходимости развития социального партнерства в своих выступления неоднократно говорил Президент РФ В.В. Путин. Вот цитата из одного его выступления: "Уважение к человеку труда, социальное партнерство, экономическая солидарность – это важнейшие положения, которые заложены в Конституции России. Нужно, чтобы эти положения Конституции работали в каждом районе, регионе, области, городе, в конкретных трудовых коллективах и предприятиях. Для этого правительство, профсоюзы, работодатели должны действовать максимально слаженно, как настоящие партнеры", – подчеркнул Путин. Президент неоднократно подчеркивал в своих выступлениях - совершенствование механизмов социального партнёрства - важнейшее направление совместной работы правительств, профсоюзов и работодателей.

Некоторые регионы России добились очень хороших результатов в налаживании системы социального партнёрства, заключению региональных и отраслевых Соглашений, охвата организаций и учреждений коллективными договорами. Как обстоит дело на Брянщине, обсудили далее.

В отчётном году в Брянской областной организации Профсоюза действовало шесть отраслевых региональных Соглашений, заключённых с:

- Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Брянской области на 2021-2023 гг.;

- органами, учреждениями и предприятиями Управления федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области на 2020-2023 гг.;

- Брянской таможней на 2021-2023 гг.;

- с Управлением Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области на 2020-2023 гг.;

- Управлением государственной службы по труду занятости населения Брянской области на 2022-2024 гг.;

- департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области на 2020-2023 гг.

Однако из-за недостаточной численности профсоюзных организаций Брянскстата и УФССП России по Брянской области, продолжение партнерских отношений с этими двумя ведомствами в 2024 году не целесообразно. Конечно, в течение года будет снова проведена работа, попытка увеличить численных состав в этих территориальных органах, что, конечно же послужит поводом для продолжения развития социального партнерства на областном уровне. В противном случае, с 2024 года отраслевые соглашения заключаться уже не будут. Надо отметить, что и коллективные договоры в этих двух учреждениях не заключаются.

Кроме того, в связи с подписанием Губернатором Брянской области Указа №14 от 16.02.2023 г. «О реорганизации департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области» и присоединения к департаменту Управления государственной службы по труду занятости населения Брянской области, два отраслевых соглашения утратят свое действие с 1 июля 2023 года. А далее необходимо будет вступать в переговоры по заключению отраслевого соглашения с новым ведомством. Но, главное, не потерять численность и профсоюзные организации, только потом уже можно вести речь об установлении партнерских отношений.

Представители от работодателей, присутствующие на заседании доложили о выполнении условий отраслевых Соглашений со стороны работодателей и высказали свое мнение по развитию механизма социального партнерства на локальном уровне.

По состоянию на 31 декабря 2022 года Брянская областная организация Общероссийского Профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ объединяла 206 первичных профсоюзных организаций, (далее ППО), из них в 175 заключены коллективные договоры (далее КД). По сравнению с прошлым годом количество ППО увеличилось на 3, количество заключённых КД - на два. Охват КД профсоюзных организаций в 2022 году составил 85%, остался на прежнем уровне.

Не заключены КД в 31 ППО, в том числе в 12 органах исполнительной власти (далее ОИВ) федерального уровня и 6 ОИВ субъекта РФ, 2 – в учреждениях социальной защиты населения, 1 – районном центре занятости населения, 7 – в администрациях муниципальных образований области и подведомственным им учреждениям, 3 – прочие организации. Эти цифры говорят сами за себя…

Основные причины отсутствия коллективных договоров остаются прежними:

убеждённость работников в неэффективности заключения КД, так как помимо предусмотренных гарантий действующим законодательством и ограниченности финансирования бюджетов всех уровней профорганизации невозможно добиться дополнительных социальных гарантий для коллектива;

- по мнению сторон социального партнерства, невозможность установления дополнительных социальных льгот, гарантий и компенсаций, поскольку в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации финансирование территориальных органов государственной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах доведенных ассигнований;

- зависимость не освобождённых от основной работы председателей и не желание выборных профсоюзных органов проявлять инициативу в заключении коллективных договоров;

- действующее законодательство не позволяет выборному профсоюзному органу проявить инициативу по заключению КД, так как профсоюзная организация включает менее 50% членов Профсоюза от числа работающих;

- малочисленность организаций с количеством работников от 3 до 10 человек.

В целях развития социального партнерства в сфере труда, активизации совместной работы работодателей и профсоюзных организаций, повышения активности и совместной заинтересованности в договорном урегулировании социально-трудовых вопросов, в Брянской областной организации Профсоюза проводятся ежегодные областные конкурсы «Лучший коллективный договор» и «Лучший социальный партнёр года». Победители конкурсов за отчетный год будут награждены на заседании Комитета областной организации Профсоюза в апреле текущего года.

На смотр-конкурс «Лучший коллективный договор 2022 года» поступили пять коллективных договоров: МБУ МФЦ ПГ и МУ в Суземском муниципальном районе, администрации Карачевского района, департамента экономического развития Брянской области, финансового отдела администрации Злынковского района, ГУ МЧС России по Брянской области. На заседании Президиума были даны оценки их условий, окончательные итоги будут подведены позже.

Подводя итоги выполнения отраслевых соглашений, действующих в Брянской областной организации Профсоюза в 2022 году, на заседании Президиума было отмечено, что стороны Соглашений строили свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдали обязательства, определенные соглашениями и коллективными договорами, развивали систему социального партнерства на региональном и локальном уровнях посредством заключаемых областных отраслевых соглашений и коллективных договоров.

Стороны участвовали на равноправной основе в работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений при подготовке проектов Отраслевых соглашений, информировали об итогах выполнения взятых обязательств.

При этом, есть и определенные проблемы: отраслевые Соглашения, заключённые на федеральном и областном уровне, не позволяют включать в коллективные договоры дополнительные социальные гарантии для работников. В учреждениях федерального уровня отмечается недостаточность финансирования на такие основные разделы как «Оплата труда» и «Охрана труда». Дополнительные социальные гарантии требуют дополнительных финансовых средств, которые при планировании бюджетов не закладываются.

Некоторые работодатели, хотя и скрывают, но отмечается явное нежелание иметь в учреждениях организации Профсоюза, мотивируя тем, что работники якобы не хотят вступать в Профсоюз, не хотят платить членские взносы и т.д. А работники, несмотря, на четкое разъяснение основных целей и задач Профсоюза, видят в нем организацию, приносящую только социальные блага, подарки, матпомощь и т.д. В этой связи необходимо внести в трудовое законодательство нормы, которые будут устанавливать обязательное заключение коллективного договора во всех без исключения организациях, учреждениях, осуществляющих деятельность на территории России.

Необходимо законодательно закрепить право профсоюзов как единственного законного представителя работников при заключении коллективного договора, исключить «иные представительные органы», которые, зачастую, не имеют даже учредительного документа на их создание и деятельность.

К сожалению, в последнее время заключение отраслевых Соглашений носит формальный характер, средств на те или иные социальные гарантии, которые необходимо устанавливать в коллективных договорах у работодателей нет. Поэтому коллективные договоры зачастую дублируют нормы действующего трудового законодательства. И только в организациях Профсоюза с численностью более 300-500 человек, можно устанавливать дополнительные социальные гарантии из средств профсоюзных бюджетов. Но таких организаций, учитывая нашу специфику, не много. Поэтому, считаем необходимо вернуть норму в трудовое законодательство об обязанности работодателя (а не при наличии финансовой возможности) в перечислении на культурно-массовую, спортивную работу и оздоровление работников. Ведь здоровье работника – это основополагающий фактор добросовестного выполнения им должностных обязанностей. А для этого необходимо финансирование этих статей из бюджетов различного уровня, выделения в сметах учреждений средств на эти цели.

 

 

Профсоюзная награда и благодарность социальному партнёру

Подробнее...

Об итогах проведения конкурса детского рисунка «Есть такая профессия Родину защищать»

Подробнее...

Полезные ссылки

Общероссийский профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания - http://prgu.ru/

INSTAGRAM - https://www.instagram.com/prgu32/

ФНПР - http://www.fnpr.ru/

ФПБО - https://bryanskfpo.ru/

Профкурорт - http://www.profkurort.ru/

Газета «Солидарность» - https://solidarnost.org/news/

Правительство Брянской области - http://www.bryanskobl.ru/

Брянская городская администрация - http://bga32.ru/

Наши профессиональные праздники